Развивать ли музыкальный слух?
Мы пользуемся очень точным музыкальным слухом почти постоянно, ведь без него мы бы не смогли узнавать людей по голосу. А ведь именно по голосу мы способны определять очень многое, суметь многое увидеть в собеседнике. Он дает нам возможности определить настроение человека, с каким общаемся, то, можно ли доверять ему и многое другое. Несловесные – невербальные характеристики речи порой дают нам намного больший объем информации, чем слова, которые были сказаны.
Как же в таком случае утверждать, что у кого-то отсутствует музыкальный слух? Оказывается, каждый человек, какой научился говорить самостоятельно, обладает музыкальным слухом. Как вывод — отсутствие музыкального слуха – это такая же редкость, как, к примеру, врожденная слепота.
Естественно, у некоторых он развит чрезвычайно хорошо, а у других чуть хуже, но подавляющее большинство людей обладает музыкальным слухом, развитым вполне достаточно, чтоб, занимаясь музыкой, достигать отличных результатов без специализированных усиленных тренировок, направленных на развитие слуха.
Но ведь для пения умения хорошо слышать – мало. Для этого необходимо уметь совладать с собственным голосом, управлять им, а этому нужно учиться так же, как танцу, рисованию, плаванию. А, кроме того – если человек слышит, что поет не слишком хорошо – значит, со слухом у него точно полный порядок! Кроме того – если человек любит и слушает музыку, значит, музыкальный слух у него нормальный, и на этот счет вовсе не стоит беспокоиться.
Как и любая функция организма – к примеру, умение плавать, — музыкальный слух развивается лишь тогда, когда мы активно им пользуемся. Из-за этого игра на музыкальном инструменте и пение помогут развить слух намного быстрее. Существует целая система, доказавшая, что музыке можно и нужно обучать каждого человека, а результаты исследований показали, что практически любой человек может успешно заниматься музыкой.
Специальная дисциплина – сольфеджио – занимается развитием музыкального слуха. И все же, прежде всего слух развивается в самом процессе музыкальной деятельности.
Разные проявления музыкального слуха стали предметом изучения музыкальной акустики, психофизиологии звука, музыкальной психологии. Слух связан с общей музыкальностью – высокой степенью эмоциональной восприимчивости музыкальных явлений, выраженной в яркости и силе переживаний, вызванных ими.
Так что если желание в любом виде заниматься музыкой есть – стоит отбросить сомнения в способностях и действовать, учиться, добиваться успеха