Музыкальная живопись
Композиторам свойственно желание запечатлеть красоты природы в музыке. Об этом они говорят в своих письмах и статьях о музыкальном искусстве, об этом свидетельствуют названия и содержание их произведений. Но гении музыкального искусства не стремились к простой имитации шума морских волн, шелеста листвы, раскатов грома. Природа в музыке оживает в преломлении человеческих чувств. Она грустна, торжественна, ласкова, празднична. Она часто сопереживает человеку.
Музыка может «нарисовать» картину моря, леса, времен года. Она может запеть как птицы, зажурчать как ручей. Один из гениев русской музыки Н.А. Римский–Корсаков прославился изображением моря в своих операх и симфонических картинах. Величавый вид бесконечной и спокойной морской глади открывает оперу «Садко» Римского-Корсакова, бурные волны катит море в его симфонической сказке «Шехеразада», а опера «Снегурочка» наполнена шумом весеннего леса, голосами птиц, ароматами весны. Арии девушки Снегурочки насыщены трелями, напоминающими звенящие птичьи голоса, которым словно подражает героиня оперы.
Французский композитор-импрессионист К. Дебюсси называет так свои пьесы: «Паруса», «Сады под дождем», «Ветер на равнине, «Холмы Анакапри», «Что видел западный ветер», «Пагоды». Дебюсси написал симфонический ноктюрн «Сирены», где морские волшебные девы поют ночную песню в сопровождении оркестра, который рисует чарующую стихию волн, отражающую блики лунного света. В произведении «Лодка в океане» композитора- импрессиониста Мориса Равеля перед взором слушателя предстают блики солнца, играющие на морской глади.
Латвийский художник М. Чюрлёнис непосредственно соединяет в своем творчестве музыку и живопись, что явствует из названий его произведений: «Соната Солнца», «Соната Моря», «Фуга». Пьеса «Утро» норвежского композитора Э. Грига живописует восход солнца над неподвижной гладью норвежских фьордов. Фортепианная миниатюра Ф.Листа из «Альбома путешественника» называется «Фонтаны виллы д’Эсте» В ней виртуозные переливающиеся пассажи фортепиано ярко изображают игру прозрачных струй фонтанов. Произведение создано после посещения композитором испанской виллы.
Живопись и музыка – это два великолепных «холста», на которых отображается одно и то же: человеческие душевные переживания, замыслы творческой личности, красоты природы и множество других откровений.