Музыка и ее творцы
Обращение к определённым фактам биографии композитора помогает проникнуть в таинства созданной им музыкальной строки. Если обратиться к личности создателя, тогда будет постижимо его музыкальное творение не только умом, но и сердцем.
Например, понимание музыкальных произведений русского композитора А.Н.Скрябина затруднительно без обращения к теософской направленности мировоззрения музыкального гения рубежа XIX – XX веков. («Тайная доктрина» основательницы теософии Е.Блаватской была настольной книгой Скрябина).
Без этого не понять таинственные звучности, создавая которые Скрябин стремился оторваться от казавшейся ему грубой земной материи, не разъяснить необыкновенные ремарки, которыми пестрят его ноты. Причудливы названия его музыкальных произведений: «К пламени», «Танцующие гирлянды», «Поэма огня», «Поэма Экстаза». А вот «имена», которые он даёт основным темам (мелодиям) своих произведений: ритмы тревожные, тема полёта, тема возникших творений, тема божественной игры. Скрябин был великий мечтатель, веривший, что музыка всесильна, и мироустройство можно изменить музыкой.
Два великих современника, жившие в начале 20в. – А.Н.Скрябин и С.В.Рахманинов – однокашники, выпускники Московской консерватории были духовными антиподами (подобно Л.Н.Толстому и Ф.М.Достоевскому). Скрябин, оторвавшись от традиций русской музыки, воспарил на крыльях теософии к поискам нового синкретического искусства. Рахманинов остался верен идее святой Руси и вековым традициям русской музыки. Из сокровенных русских глубин выросли колокольные мелодии прелюдий и концертов композитора; «мелодии – дали», наполнили его романсы и этюды – картины. Лучистые россыпи его хоровых произведений – они оттуда – из святого пространства русских соборов.
П.И.Чайковский – старший современник Скрябина и Рахманинова. Прославленный композитор оказывается драматической личностью. В поисках истины он мечется от православия к пессимистической философии Ф.Ницше и А.Шопенгауэра. Такое духовное смятение рождает трагическую «тему рока» в его творчестве. Четвертая симфония, медленный скорбный финал 6-ой – не оставляющий человеку надежд на счастье, симфоническая поэма «Манфред», опера «Пиковая дама» – детища мучительного духовного поиска великого композитора.
Музыкальный шедевр – это душа его творца, которая требует бережного прикосновения, сопереживания, это всегда глубокое откровение для слушателя.